ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
15 апреля 2019

Личный опыт: как учатся в американских школах

Дарья Викулова, студентка 4-го курса факультета «Международная торговля» МИГИМО МИД России, поделилась с «Коалицией» своим опытом обучения в старшей американской школе по программе обмена FLEX. Об особенностях программы, образовательной системе США и объединениях учеников – читайте в этом увлекательном материале!
Всем привет! Меня зовут Дарья и пять лет назад мне удалось погрузиться в совершенно новую и непонятную атмосферу, прикоснуться к культуре, о которой мы, казалось бы, знаем так много, но тогда мне казалось, что ничего. В августе 2013-го началась моя маленькая жизнь длиною в год в США.

Объясню вкратце: государственный департамент проводит программу обмена для старшеклассников стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза FLEX. Теперь, однако, у российских ребят больше нет возможности бесплатно поехать учиться в Штаты, будучи еще школьниками, поэтому я решила немного приоткрыть завесу тайны и рассказать, как же все устроено в американских школах.
Особенности образовательной системы
Во-первых, хочу сразу предупредить: в США нет единой образовательной системы и федеральных стандартов, а у школ большие полномочия относительно разнообразия предметов, которые они предлагают своим ученикам, распорядка дня и даже продолжительности уроков, поэтому все школы разные, и я могу поделиться лишь своим опытом, который, конечно, не покрывает все разнообразие, которое можно встретить.
В моем городке (Монумент, штат Колорадо) было всего две старших школы - Palmer Ridge High School, в которой училась я, и Lewis Palmer High School. Сокращенно: PR и LP соответственно. Обе школы муниципальные, а не частные: у нас не было формы, родителям учеников они обходились значительно дешевле, и в них учатся как мальчики, так и девочки. Тем не менее, моя школа на момент моего пребывания там входила в десятку лучших школ штата, несмотря на то, что там училось всего 1200 человек.

Как я отметила, школы старшие, они охватывают учеников 9-12 классов, к средним школам относятся 6-8 классы, а к младшей (начальной) ученики с первого по пятый класс. Довольно распространено домашнее обучение, причем оно может осуществляться как по отдельным предметам, так и полностью на дому. Как правило, это связано с работой родителей, которые часто переезжают, и чтобы не менять три-четыре школы в год, некоторое время дети обучаются на дому.
Внешний вид школ
Моя школа была разделена на две части: академическое крыло и спортивно-творческое. Они оба огромные, раза в два больше моей школы в России каждое. Соединены эти два крыла длинным стеклянным мостом, за который, как мне помнится, архитекторы даже получили особую награду. Школа довольно новая, ее открыли в 2008 году и постарались сделать наиболее приближенной к природе. Так, там не было кондиционеров, проветривание шло через вентиляционную систему. Я этому была очень рада, потому что многие другие студенты по обмену сталкивались с привычной для россиян проблемой: снаружи тридцать градусов тепла, а в классе +15, потому что учителю так захотелось. У нас такого не было, стабильно +22...+25, для меня температура идеальная.

Еще в моей школе было очень много окон: они большие, на всю стену, с прекрасным видом на горы, которые повсюду. Кстати, может быть у вас штат Колорадо ассоциируется с одноименными жуками, однако на деле – это горнолыжная столица Америки и везде, куда бы ты ни взглянул, тебя будут окружать горы.
Транспорт для школьников
Главная ассоциация со школой в США, которая у меня была до приезда в Колорадо, - это, конечно, желтые автобусы. Они действительно есть и ими активно пользуются ученики младшей и средней школ, а также те старшеклассники, которые пока не получили права. Обычно это происходит в 16 лет. Для нас может показаться странным и расточительным – покупать школьникам машину, однако дело в том, что большая часть американцев не живет в больших городах, а общественного транспорта нет, и до абсолютно всего требуется добираться на машине. В таких городах, как Нью-Йорк и Сан-Франциско, наоборот, личных автомобилей стараются не держать, но это скорее исключение из общего правила.

Для нас может показаться странным и расточительным – покупать школьникам машину, однако дело в том, что большая часть американцев не живет в больших городах, а общественного транспорта нет, и до абсолютно всего требуется добираться на машине.

Как раз в связи с тем, что очень много учеников добираются в школу на машине сами, в план учебного года обязательно вносится несколько снежных дней (snow days), когда занятия отменяют из-за погодных условий. Поначалу мне, как сибирячке, было несколько странно видеть, как из-за холода отменяют занятия, ведь дома мы ходили в школу и в -35. Потом мне объяснили, что все шины на машинах универсальные, а понятия зимней шипованной резины не существует, так что школы вынуждены отменять занятия, чтобы не спровоцировать большое количество ДТП: как-никак, погодные условия сложные, а у школьников не так много опыта вождения.
Выбор предметов и уровня сложности
Как добираться до школы мы разобрались, но до сих пор не затронули главного вопроса: как же проходит обучение в американской школе? Для начала хочу развенчать миф о том, что американские школьники могут изучать все, что им вздумается и что все-все предметы они могут выбирать сами. Это не так. Чтобы получить аттестат, нужно все четыре года изучать литературу, математику, естественные и общественные науки, а также два года брать занятия по физкультуре. Это часть ограничений, которые мне вспоминаются сейчас, но их уже достаточно для того, чтобы развенчать миф: все-таки от математики отказаться нельзя.
Другое дело, что в рамках того же английского языка есть множество подпредметов: я, например, в первом полугодии изучала творческое письмо (creative writing), этот предмет вела публикующийся автор. Там мы разбирались и пробовали себя в разных жанрах, учились рассказывать истории, вырисовывать персонажей, делать их «живыми». Это многое мне дало с точки зрения изучения языка, ведь появилась возможность абстрагироваться от академического сухого языка и наконец-то попробовать себя в творчестве.

Также среди курсов литературы (на самом деле, английского, но занятия больше напоминали наши уроки литературы) были либо стандартные уроки, либо усложненные (honors), либо уровня университета (AP). В конце семестра или учебного года можно сдать AP экзамен, и многие университеты засчитывают его автоматом.

Естественно, уроки более высокой сложности ценятся приемной комиссией университета значительно больше, чем обычные, поэтому те ребята, которые стремятся попасть в престижные вузы, стараются с самого начала изучать трудные предметы.

Также в рамках литературного блока были занятия разной сложности по всемирной литературе.

Математика, как вы могли догадаться, тоже предлагается разных уровней сложности. Обязательно изучать алгебру (1, 2), геометрию и pre-calc (приблизительно программа нашего 10 класса). Ученики 12 класса могли также выбрать такие предметы как AP Calculus (что-то вроде введения в математический анализ) или AP Statistics, оба засчитывались в университете.
Продвинутые занятия и волонтерская деятельность
Если вдаваться чуть глубже в вопрос предметов повышенной сложности, стоит отметить, что прежде чем «получить доступ» к более продвинутым занятиям, нужно либо получить хорошие оценки на более простых уроках по предмету, либо рекомендацию от учителя. Я, например, по правилам могла изучать только Французский 2 (вместе с десятиклассниками), однако поскольку язык я знала относительно неплохо, преподаватель направила в администрацию запрос о моем переводе в группу Французского 4 (вместе с выпускниками). На том уроке ассистентом был студент по обмену из Франции, и он здорово помогал нам с практикой устной речи, а еще иногда проверял наше домашнее задание.

В рамках нашей программы мы должны были выполнить 30 часов волонтерской деятельности, в том числе можно было стать ассистентом учителя. Так, я помогала на профильных уроках истории Европы (AP European History), где много рассказывала и о значимых событиях в истории России и в принципе старалась дать большую перспективу на события, происходившие в Европе в то или иное время, ведь для американцев это далеко и незнакомо.

Еще мне, как студенту по обмену, обязательно нужно было изучать либо введение в право и политическое устройство США (government class), либо историю США. Выбор пал на историю: никогда раньше мне не приходилось СТОЛЬКО читать к каждому уроку. Учебники, на минуточку, весят килограмма по два: текст там мелким шрифтом, а страниц от шестисот до тысячи. И так выглядит каждый учебник. Теперь вы понимаете, для чего в американских школах кабинки? :) Забавный факт: бабушка моего преподавателя в свое время работала на ФБР, ходила на тайные встречи коммунистов и передавала в спецслужбы имена их участников. Этой истории он посвятил целый урок, с газетными вырезками, специально, чтобы повеселить меня. Шалость не удалась, мне было куда интереснее слушать про Войну за независимость.

Интересные предметы
Из интересных предметов, которые мне довелось изучать, был «обзор популярной музыки» (Survey of popular music), где мы изучали историю развития поп-музыки в США. Поп-музыка – это, конечно, это весьма условно, потому что мы захватили и историю джаза и блюза, и становление рок-н-ролла, и рок-музыку, и диско. То есть по факту в основе предмета – эволюция музыки в двадцатом веке.

Оба семестра я изучала психологию. В первом семестре я взяла ее из чистого интереса, а во втором под впечатлением от первого. Мы изучали работу мозга, за что отвечают его различные отделы, как влияют на наше настроение и самочувствие гормоны, как мы воспринимаем и усваиваем информацию, культурное влияние на наше мировоззрение и многое другое, в том числе различные школы психологии и краткий обзор самых распространенных психических заболеваний. Я бы не сказала. Что эти знания нашли практическое применение в жизни, но именно в рамках этого предмета во мне пробудилась любовь к исследованиям, появилась привычка гуглить ВОТ ПРЯМ ВСЕ, о чем я не имею ни малейшего представления.
Из искусств я выбрала фотографию, причем самого начального уровня, потому что именно здесь мы учились снимать на пленку, проявлять ее, работать в темной комнате. Этот выбор был продиктован желанием попробовать то, чего ну никак нельзя попробовать в обычной российской школе, и я не осталась разочарована.

Самым важным предметом для меня, тем не менее, стала экономическая теория. Сначала микроэкономика, а потом и макроэкономика. Я не думаю, что если бы эти предметы оказались бесполезными или неинтересными, я бы сейчас заканчивала университет по направлению «международная торговля». Именно тогда я буквально влюбилась в эту науку: где еще изучать экономическую теорию, как не в стране, которая подарила миру сотни и тысячи блестящих экономистов?

Помимо основ экономической теории, которые оказались даже глубже, чем аналогичный курс на первом году обучения в университете, наш преподаватель зарегистрировал нас на конкурс, в рамках которого каждой группе участников выдавалась условная сумма денег (допустим, сто тысяч долларов: естественно, гипотетических), а задачей стояло правильно инвестировать их в ценные бумаги. Этот конкурс проходил по всему штату, а приз был вполне реальным: около тысячи долларов. Кто-то из ребят в моем классе даже занял четвертое место!
Деление на классы
Кстати о классах. В Америке нет такого понимания, как одиннадцатый класс «А» или десятый «Б». Это обусловлено расписанием, которое ребята выстраивают под себя и поэтому на каждом уроке с тобой разные люди. С одной стороны, это хорошо, ведь подобная практика готовит к жизни, где каждый, по сути, сам по себе и распоряжается заданными ресурсами в удобном для себя ключе. Но с другой стороны, отсутствует как таковой коллектив, характерный для российских школ. Ведь за одиннадцать лет мы привыкаем к нашим одноклассникам, они становятся для нас друзьями, и восприятие мира формируется несколько иное.
Объединения учеников
Американские школы, прекрасно понимая разобщенность коллектива, достигают единения за счет довольно интересных способов. Первый, очевидный – это цвета школы и маскот, то есть символ школы. Обычно маскот представляет собой животное-талисман, но из этого правила бывает немало исключений. Цвета моей школы – синий и золотой, а талисман – бурый медведь. Прекрасно подходит сибирячке, не находите?
В объединении учеников также большую роль играет спорт, его представлено невероятное количество, которое варьируется в зависимости от размера школы. У нас можно было заниматься легкой атлетикой, бегом по пересеченной местности, хоккеем: как на траве, так и на льду, бейсболом и софтболом (вариация бейсбола), волейболом, баскетболом, спортивной гимнастикой, плаванием, европейским футболом (soccer) и, конечно, американским футболом.

Также отдельным спортом считаются танцы и чирлидинг. Во время домашних матчей ребята собирают целый стадион болельщиков, проводятся чемпионаты штата и страны. Также существуют разные категории команд: например, в моей школе было деление на junior varsity (более слабая команда) и varsity (сборная школы). Это сделано для того, чтобы все желающие могли попробовать себя в интересном их виде спорта и, конечно, научились работать в команде.

За этот год в моей голове многое перевернулось, я стала немного по-другому думать и совсем по-другому воспринимать мир. Я была рада поделиться с вами, пять лет спустя, кусочком маленькой жизни, в которую сейчас даже почти не верится. Если у вас есть вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь их задавать!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Вам может понравиться
Оставь свой e-mail и мы будем присылать топовые материалы каждый понедельник.
Подпишись на знания
Все об олимпиадах, ГИА и профориентации : полезная информация каждый день.
ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
Made on
Tilda