ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
2 февраля 2019

«Олимпиада проверяет умение мыслить»: интервью с олимпиадным тренером по истории

Преподаватель истории Центра образования «Коалиция» и Центра педагогического мастерства Александр Андросов – о главных вопросах Всероссийской олимпиады по истории, обязательном ЕГЭ по этому предмету и важности логического мышления.
С какими главными трудностями сталкиваются школьники при подготовке к Всероссийской олимпиаде по истории?
На мой взгляд, главная трудность – это научиться мыслить нестандартно, выходить за рамки, опираться при подготовке и затем при выполнении заданий не только на приобретенные знания, но и на логику, на умение внимательно вчитаться в задание и «вытащить» из него нужную информацию. Зачастую (если не всегда) задания Всероссийской олимпиады не требуют от участников каких-то сверхъестественных фактических знаний; нужно просто оттолкнуться от имеющейся хорошей базы, а далее лишь «разговорить» задание. Например, однажды (насколько я помню, это был региональный этап 2012 года) участникам в одном из заданий был задан вопрос «В каком государстве никогда не бывал Петр I?» и даны варианты ответа: Голландия, Англия, Франция, Германия. Конечно, при ответе на этот вопрос можно отталкиваться и от своего знания биографии Петра I, однако все проще: в то время, когда жил Петр, такого государства, как Германия, просто не существовало, оно образовалось только в 1871 году. Таким образом, базовые, в общем-то, познания в отечественной и зарубежной истории помогают успешно справиться с этим заданием, если понять, «с какой стороны» к нему «подойти».
Какие задания ВсОШ по истории оказываются самыми сложными для детей?
Бесспорно, самыми сложными заданиями оказываются развернутые письменные работы, а именно историческое эссе и исторический проект (анализ исторического источника). Историческое эссе направлено на проверку навыка обобщения обширного исторического материала, выявление умения участника видеть протяженные во времени и пространстве социально-экономические, политические и духовно-культурные процессы, наиболее значимые тенденции. Анализ источника, напротив, проверяет умение «вкапываться» в конкретный данный исторический документ, детально его анализировать и получать необходимую информацию. В общем-то, эти задания можно назвать своего рода первоначальной проверкой на профпригодность, так как они в несколько искусственных условиях воссоздают то, чем и занимается профессиональный историк-исследователь. На семинаре для членов жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады по истории, который проводился в РУДН в конце сентября прошлого года, член жюри заключительного этапа, проводивший этот семинар, очень правильно, на мой взгляд, заметил, что изначально Всероссийская олимпиада по истории задумывалась для тех ребят, кто хочет впоследствии связать свою жизнь с профессиональной исторической наукой, она дает им возможность почувствовать себя историками. Как мне кажется, эссе и проект – это задания, которые наиболее отвечают этой идее и, как следствие, являются наиболее сложными.
А какие ошибки чаще всего совершают дети при выполнении олимпиадных заданий?
Как уже говорилось выше, Всероссийская олимпиада не имеет своей целью проверить, насколько хорошо участник выучил учебник или несколько учебников. Нужно понимать, что олимпиада – это не переводной экзамен и не итоговая контрольная работа. Олимпиада проверяет прежде всего умение мыслить, работать с теми материалами, что предоставлены участнику. На мой взгляд, непонимание этого очень важного обстоятельства и ведет к совершению ошибок: участники очень часто действуют по принципу «знаю / не знаю», не стремятся к тому, чтобы путем логических умозаключений дойти до правильного ответа. По моему мнению, нельзя сказать, что можно выделить блоки некоторых типичных ошибок (кроме, конечно же, «дурацких» ошибок по невнимательности: не дочитал задание до конца, вместо цифры вписал букву, неправильно переписал задание и т.д.), но вот исток тех или иных ошибок определить можно, и, как мне кажется, я о нем довольно подробно рассказал.
Как меняются с каждым годом задания ВсОШ по истории? Они становятся легче/сложнее?
Порой, когда идешь по коридору к кабинету, чтобы начать занятие, слышишь разговоры ребят. Честно говоря, порой начинаешь сомневаться в собственной компетентности, потому что таких фактов, которые они с легкостью воспроизводят, ты никогда и не знал. Возможно, читал о них где-то когда-то, но так, чтобы знать, рассказывать в подробностях… Однако через секунду ловишь себя на мысли, что в знании таких фактов нет никакой необходимости. Как говорил выдающийся отечественный ученый-физик академик Л.Д. Ландау, «не нужно запоминать то, о чем можно прочесть в книге». Конечно, это высказывание, как и любой афоризм, несколько утрирует ситуацию, но суть его верна. Важно не заучивать, а уметь работать с информацией, делать выводы на ее основе. И – что очень приятно – задания Всероссийской олимпиады по истории развиваются именно в этом направлении. Они становятся более интересными, нестандартными, все более направлены на то, чтобы оторвать участника от бесконечного заучивания фактов (которые зачастую оказываются совершенно ненужными и неприменимыми в рамках выполнения олимпиадных заданий) и привести его к необходимости думать, размышлять. Бесспорно, к этой тенденции можно относиться только позитивно.
Как вы можете оценить уровень исторический знаний учеников, которые приходят на курсы, имея пока только школьную базу?
Это довольно сложный вопрос, чтобы начать искать при ответе на него некоторую «среднюю температуру по больнице». Уровень разный, многое зависит от того, в какой школе человек учится, кто у него преподает историю, занимается ли он историей сверх школьной программы, руководствуясь собственным интересом к предмету. Иногда приходят ребята, которые довольно много знают и умеют, нужно лишь «шлифовать» то, что они уже наработали. Но, конечно, бывает и ситуация, когда человек приходит в плане исторических знаний «девственно чистым» и фактически начинает «с нуля». Иначе говоря, какого-то усредненного варианта нет, в каждом случае все по-разному.
В чем, на Ваш взгляд, ключевые проблемы изучения истории в школе?
Как мне кажется, ключевая проблема состоит в том, что школьный подход совершенно не дает ребятам представление об истории как науке. Очень часто можно услышать высказывания, что история – это «про факты», «не наука», «политическая проститутка» и так далее, и это все является следствием того, как преподается в основной своей массе история в школе. Да, все верно, есть история просто как занимательное повествование с кучей имен и событий, есть история как национальный миф, который политики создают и используют в своих целях, однако у большинства совершенно нет понимания того, что вот к профессиональной науке это не имеет абсолютно никакого отношения. Историческая наука – это «вдумчивая и непредвзятая», как однажды очень метко высказался мой руководитель Александр Эдуардович Безносов, работа с источником, умение понять документ, с которым работаешь, в контексте эпохи, когда он был создан, и извлечь из него необходимую информацию. Этого, на мой взгляд, в школьном преподавании истории очень не хватает, и из-за этого оно и превращается в «занимательное повествование», а содержание этого повествования порой очень сильно меняется от того, в какую сторону подул ветер, нагнетаемый в очередной раз сменившимся политическим режимом и его ценностными установками.
С 2020 года планируют ввести обязательный ЕГЭ по истории России. Как Вы относитесь к данной инициативе? Способна ли она, на Ваш взгляд, повысить уровень знания истории в обществе?
Здесь опять же следует оговориться, что обязательный ЕГЭ по истории России – это не про науку, это про некоторый официальный миф, который всем, по мнению нашего политического руководства, нужно знать. К примеру, все мы со школьной скамьи помним, что в 1380 году состоялась Куликовская битва, в ходе которой князь Дмитрий Донской наголову разгромил войска ордынского военачальника Мамая и тем самым положил начало активной борьбе русских земель против зависимости от Золотой Орды. Казалось бы, факт совершенно бесспорный (во всяком случае, в школе он всегда преподносится как

бесспорный). Но в исторической науке к этому «факту» возникает очень много вопросов: действительно ли эта битва состоялась на Куликовом поле? Какое значение она имела? Как объяснить то, что в 1380 году Дмитрий вступил в открытое противоборство с Ордой, а в 1382 году дал ордынскому хану Тохтамышу сжечь Москву, покинув ее? Иными словами, каким-то не вполне «фактическим» оказывается этот факт. Однако в случае введения обязательного ЕГЭ по истории России Куликовская битва окажется, безусловно, одной из важнейших вех российской истории, которую сдающим экзамен школьникам нельзя будет не знать как непреложную истину. Так что если наше руководство видит в обязательном экзамене по истории некое средство сплотить население страны, возродить либо создать в нем ощущение общей исторической судьбы, то… ради бога, что называется. Но я как человек, который выступает за понимание истории все-таки не как увлекательного повествования о «мужественном образе наших великих предков», а как профессиональной науки, еще раз повторюсь, что к ней это не имеет никакого отношения. В завершение ответа на этот вопрос хотелось бы вспомнить одну байку, которую мне однажды довелось услышать. Первое послевоенное десятилетие, студент философского факультета МГУ сдает экзамен по истории партии. Ответил, неплохо ответил, но тут один из экзаменаторов задает ему вопрос: «Как стоит наша партия?» Студент в растерянности, смысл вопроса не очень понимает, начинает гадать: «твердо», «непреклонно», еще как-то… Экзаменатор отрицательно покивал головой на все варианты ответа и сказал, чтобы студент пошел в библиотеку, взял шестой том собрания сочинений И.В. Сталина издания 1947 года, открыл страницу 47, и там он найдет ответ на этот вопрос. Студенту стало, безусловно, интересно, после экзамена он пошел в библиотеку, нашел нужный том, открыл нужную страницу и прочитал: «Но наша партия стояла, как утес». Так вот мне кажется, что обязательный ЕГЭ по истории России – это тоже что-то в духе этого, когда школьникам нужно будет знать, «как стоит наша партия».
Какие рекомендации Вы могли бы дать школьникам по совмещению подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по истории? Насколько олимпиадная подготовка помогает успешно справиться с экзаменационными заданиями?
В общем-то, больших сложностей в совмещении подготовки к олимпиадам и к ЕГЭ я не вижу. В общем-то, базовый материал так или иначе нужно осваивать один и тот же, без него никуда и на олимпиаде, и на экзамене. Основная сложность – это формат, который на олимпиаде свой, на ЕГЭ – свой. Поэтому ребятам, которые совмещают подготовку, я бы рекомендовал уделить значительное внимание форматным требованиям и отработке того, чтобы им максимально соответствовать (особенно это касается второй части экзамена по истории, где от экзаменуемого требуется давать развернутые ответы). В настоящий момент всю информацию о формате экзамена можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), составители экзамена также издают большое количество неплохих учебных пособий, которые помогут эффективно подготовиться к экзамену, в частности «натаскаться» (это так, хоть я очень и не люблю это слово) на формат.
Каков будет Ваш главный совет ученикам, которые мечтают выиграть Всероссийскую олимпиаду по истории?
Мой главный совет – это принимать участие во Всероссийской олимпиаде только в том случае, если тобой движет искренний интерес к предмету, желание связать свою жизнь если не именно с историей, то с социально-гуманитарным знанием как таковым. На сегодняшний день Всероссийская олимпиада – мероприятие очень популярное, она дает много привилегий (преимущественное право поступления в престижные вузы без экзаменов, денежные призы), существуют курсы по подготовке к олимпиаде, где преподаватели, которые в большинстве случаев сами в прошлом участвовали в олимпиаде и добивались успеха на заключительном этапе, раскрывают, так сказать, «секреты фирмы» и дают возможность успешно готовиться к Всероссийской олимпиаде под своим руководством. Однако мне все-таки не нравится представление о том, что на Всероссийскую олимпиаду можно «натаскаться» (не нравится оно, к счастью, и нашим составителям, судя по тому, как они меняют в последнее время содержание заданий). Всероссийская олимпиада – это не только и не столько «прекрасная возможность получить в свои руки ключ к дверям престижных вузов», но и своего рода спорт, довольно сложное соревнование, которое требует больших «энергопотерь», много времени, сил, нервов. Всероссийская олимпиада проверяет не только приобретенные в процессе подготовки знания и навыки непосредственно по своему предмету, но и умение вовремя сгруппироваться, справиться со стрессом, стойко переносить неудачи, достойно принимать заслуженную награду, способность радоваться за успехи своих товарищей по команде. Попросту говоря, «Всеросс» – это сложно, как на этапе подготовки, так и на этапе участия. И только подлинный интерес к предмету, искреннее желание совершенствовать свои знания и навыки, проверить себя на прочность как, не побоюсь этого слова, специалиста и как человека могут привести участника к действительному успеху и моральному удовлетворению. Если же этого нет… Есть масса иных возможностей поступить в хороший вуз – успешно подготовиться и сдать ЕГЭ, выиграть перечневую олимпиаду. Я бы советовал в таком случае обратиться к этим, куда более простым, но от этого не менее верным способам.
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Вам может понравиться
Оставь свой e-mail и мы будем присылать топовые материалы каждый понедельник.
Подпишись на знания
Все об олимпиадах, ГИА и профориентации : полезная информация каждый день.
ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
Made on
Tilda