ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
19 марта 2019

Взгляд на научную карьеру изнутри: проблемы, перспективы, советы студентам. Интервью с научным сотрудником Борисом Ложкиным

Если вы всерьез задумываетесь о научной карьере, то обязательно прочитайте это интервью до конца! Мы побеседовали со специалистом в области химии и преподавателем Борисом Ложкиным, который сегодня проживает в Швейцарии и работает в Базельском университете, на самые волнующие абитуриентов и их родителей темы.

Из первых уст – о разнице научного образования в России и мире, перспективах для выпускников у нас и за рубежом. И, конечно же, ценные советы для тех, кто хочет двигать науку вперед.

Расскажите, пожалуйста, немного о себе: с чего начался ваш путь к науке? Почему вы решили заниматься именно научной деятельностью?

В науку я пришел, в общем-то, как и большинство других ребят. Познавательные передачи по телевизору, специализированные каналы на Youtube, посвященные химии, физике и другим естественным наукам. Поскольку физические и биологические эксперименты сложны в исполнении, да и не такие зрелищные, как химические, то именно химия стала направлением, в котором можно было самостоятельно практиковаться. Этому способствовало наличие дачи, на которой можно было без риска для окружающих проводить опыты.

Потом школьный учебник, да и вообще школьная химия стали казаться недостаточными для удовлетворения любопытства, поэтому стал читать более специализированную литературу, смотреть больше показательных роликов. Участие в олимпиадах стало само собой разумеющимся шагом. Параллельно занимался и физикой, и биологией, и даже русским языком с обществознанием, но поскольку наибольшее количество нерешенных практических научных проблем сейчас осталось именно в химии, то я решил поступать на Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.


За время обучения в Университете удалось изнутри узнать, какие существуют проблемы с преподаванием и институтом науки в целом. Стоит понимать, что наиболее актуальными сейчас являются кросс-дисциплинарные исследования (например, химии и медицины, что так же требует знания биологии и физики).

Для тех, кто хочет заниматься чистой наукой, остаются фундаментальная физика (в особенности элементарных частиц) и математика, которая занимается решением абстрактных проблем.


Для меня же наиболее привлекательным направлением стала прикладная химия. Фундаментальная наука может быть интересна сама по себе, но на сегодняшний день только применение этих знаний на практике приносит обществу пользу в обозримой перспективе. С решением конкретных значимых задач и связана моя научная деятельность на протяжении уже шести лет.

В данный момент вы живете в Швейцарии и работаете в университете Базеля. У вас есть возможность на практике сравнить качество образования и развития науки в России и за рубежом. Сравнивая их, что вы можете сказать о его состоянии в России для тех детей, которые хотят идти в науку и достигнуть в ней определенных высот?

Сложно дать объективную оценку качеству образования в России и в Европе. Системы преподавания и подготовки кадров здесь отличаются принципиально. Если российское школьное и университетское (в случае МГУ) образование дает фундаментальный базис знаний, формируя у учащихся широкий кругозор и представление о взаимодействиях отдельных дисциплин, то европейская система выпускает относительно узких специалистов, готовых занимать необходимые позиции в науке или промышленности.

У обеих систем можно найти как плюсы, так и минусы. Если студент российского вуза окажется на позиции, на которой не будет абсолютно некомпетентен, то в течение короткого промежутка времени он сможет легко углубиться в специальность и наработать необходимые навыки. То есть фундаментальная система, на мой взгляд, воспитывает у учащегося гибкость и способность к обучению. Европейские стандарты задают более строгие рамки, за которые многие из специалистов не могут с легкостью выйти.

Что каcается проблем университетского образования в России и в Европе, то здесь также есть ряд существенных отличий. Если в России преподавание как теории, так и практики ведется представителями "советской школы", то в Европе теория "закреплена" за профессорским составом, а практика - за аспирантами. Проблема представителей старшего поколения в образовании заключается в том, что они сами довольно далеки от современных тенденций в науке и преподают то, что было актуально годы (если не десятилетия) назад. Но так как фундаментальные основы химической науки были сформулированы давно, то этот материал (от теоретических формул до проведения базовых экспериментов на практикумах) до сих пор является необходимым для того, кто хочет заниматься развитием химии.

В Европе студенты знают многое о самых современных открытиях от своих профессоров, но далеко не всегда могут сами спланировать и провести эксперимент, так как аспиранты, которые их обучают, сами не всегда обладают достаточной компетентностью и/или мотивацией.

Пожалуй, лучше всего о качестве нашего образования говорит факт востребованности выпускников российских вузов за рубежом. Это касается, в первую очередь, естественно-научных специальностей (физика, химия, биология). Но не стоит ожидать, что "корочки" вуза будет достаточно для получения позиции в престижном европейском/американском вузе. О качествах, которые стоит в себе развить для этого, скажу позднее.

Если сравнивать развитие науки в России и за рубежом, то нужно переходить на следующие после студенчества ступени - аспирантура, постдокторальные позиции, профессорский состав. Здесь невозможно отделить то, как наука развивается, от того, как сформирован ее институт. К примеру, в Европе индустриальная и фундаментальная наука полностью разделены, и от фундаментальной науки никто не требует практической значимости здесь и сейчас - она финансируется из отдельных источников. В России же из-за отсутствия крупных капиталовложений в теоретические исследования ученые вынуждены искать точки соприкосновения с предприятиями для того, чтобы получить средства на собственные исследования. В России есть всего две организации, осуществляющие поддержку научных групп (Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ) и Российский Научный Фонд (РНФ)). Обе эти структуры требуют определенной формы отчетности по грантам, что зачастую вынуждает исследователей занижать качество исследований из-за сжатых сроков, либо публиковаться в журналах с невысоким рейтингом, чтобы избежать проблем со своевременной публикацией. Здесь нельзя забывать и о политических трудностях, из-за которых качественные статьи отклоняются редакторами высокорейтинговых журналов не из-за содержания публикации, а из-за её российского происхождения.

Так же многие экспериментальные исследования зависят от наличия расходников (реактивов, клеточных культур, материалов), ввозимых из-за рубежа с большими задержками из-за таможенных ограничений.

К сожалению, российскую передовую науку сильно тормозит отсутствие достаточного финансирования и политические трудности. Нельзя быть уверенным в первенстве в науке, если кто-то опубликуется раньше не из-за большей компетентности и прилежания, а только лишь из-за логистических трудностей на твоей стороне. Что, кстати, делает российского ученого более изобретательным и смелым в планировании исследования.

Но и здесь есть определенные трудности, связанные с реализацией собственных идей. Большая часть руководителей лабораторий - представители старшего поколения (60+ лет), многие из которых не только не следят за трендами в науке, но и не осознают изменившихся требований к научным публикациям. Кроме того, редкий руководитель может отойти от схемы "я придумываю - вы делаете" в своем взаимодействии со студентами и научными сотрудниками. Из-за этого многие по-настоящему смелые и перспективные идеи не могут дойти до стадии эксперимента.

Хотя подобные тоталитарные режимы встречаются и в европейских университетах (особенно среди профессоров без постоянной позиции), многие взрослые руководители (к примеру, в Швейцарии по достижении 65 лет профессор должен оставить свою позицию) лишь обеспечивают административную поддержку исследовательскому процессу и задают направления работы отдельных специалистов.

Какие перспективы открыты в России для тех, кто стремится реализовать себя именно в научной деятельности? Какие сложности могут ждать на этом пути?

На сегодняшний день я убежден, что некоторые крупные вузы России готовят высококвалифицированных специалистов, которые способны находиться на передовом крае науки и продвигать его. Так же я уверен и в наличии хороших руководителей и лиц в высших кругах, заинтересованных в развитии науки. Для того, чтобы система производства знания заработала, всем этим людям нужно найти друг друга. В некоторых лабораториях в России это уже происходит (и если на этом моменте кто-то подумал о Сколково, то это заблуждение).

Если школьник или студент по-настоящему одарен и мотивирован, то при помощи "сарафанного радио" нужно узнавать о существовании или появлении таких новых групп. Чаще всего руководители подобных лабораторий ставят интересные и амбициозные задачи (здесь тщеславие и любопытство только помогают друг другу), что открывает перед студентом благодатное поле для новых открытий.


После окончания аспирантуры и прохождения постдокторального обучения вчерашний студент сам может организовать подобную группу по своим интересам. Для этого нужно обзавестись многочисленными связями, как в научных, так и промышленных, и административных структурах. А дальше вариантов становится слишком много, чтобы их все можно было перечислить.

Трудности - нужно общаться с людьми. Много и часто. Можно быть гением-теоретиком или ставить тысячи успешных экспериментов, но если о вас никто не знает, то найти средства и мощности для самостоятельного развития науки будет невозможно.

Трудности - нужно быть жестким. В чем-то путь в науке похож на обычный карьеризм в офисной работе. Нужно быть на виду, уметь говорить прямо и четко, продавливать собственные интересы. Не самый простой путь, который, к тому же, из-за склада характера не всем по плечу.

Какие у российских студентов есть пути развития в науке? Какие шаги вы бы советовали предпринимать тем, кто решил двигаться в этом направлении?

Как таковых "путей развития" в науке всего два. Академический и неакадемический. Первый подразумевает прохождение пути "школьник-студент-аспирант-постдок-ассистент профессора-профессор". Второй отличается только тем, что после стадии "постдок" человек уходит в промышленность, где начинает выполнять корпоративные задания, необходимые непосредственно для производства, а затем продвигается по карьерной лестнице внутри предприятия.

Для первого пути нужно делать то, что было в общих чертах описано в ответах на третий вопрос:

  • Искать позицию в аспирантуре у хорошего профессора.
  • Пройти постдокторальное обучение в вузах "первой десятки".
  • Найти университет с открытой вакансией "ассистент профессора".
  • Найти фонд, который будет обеспечивать работу группы.

Это нужно успеть сделать до 35-40 лет. Позже получить такую позицию станет очень сложно.

Для второго пути вместо поиска вакансии в университете нужно искать открытую вакансию на предприятиях. Разумеется, соответствующую специализации. Для повышения своих шансов лучше заранее пройти как минимум одну стажировку на каком-либо предприятии, чтобы получить навыки и опыт работы в подобной среде. Оба пути открыты как в России, так и за рубежом.

Какие вузы в России, на ваш взгляд, дают лучшую базу для тех, кто идет а науку?

Тут, возможно, я обладаю не самой актуальной информацией, поскольку за последние год-два соотношение сил могло поменяться. Но в химии лидирующую позицию (и абсолютно заслуженно) занимает Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (входящий в 50 лучших химических факультетов в мире). Сейчас после долгого периода застоя и перестановок в руководстве актуальность приобретает РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Физика - МФТИ, Физический факультет МГУ, МГТУ.

Биология - Биологический факультет МГУ.

Математика - НИУ ВШЭ, Механико-математический факультет МГУ.

Слышал много хорошего о МИФИ, ИТМО, МАИ, но не знаю, насколько хорошо они готовят выпускников отдельных специальностей. А СПбГУ знаменит IT-специалистами.

Какие советы вы могли бы дать сегодняшним школьникам, которые мечтают в будущем двигать российскую науку?

Честно говоря, никогда не понимал разделения науки по странам. Кажется, наука - интернациональное понятие - совокупность достижений и знаний всего человечества. И национальная идентичность здесь не при чем. Но скорее всего, в условиях напряженной геополитической обстановки мою позицию можно назвать наивной. Если посмотреть на национальный состав ученых в России, то больше 90% составят русские, белорусы, украинцы. В Швейцарии как минимум 30% студентов - иностранцы. Неоднородные коллективы создают больше идей и люди в них чаще склонны делиться своими соображениями в дискуссиях. В современной науке, когда один человек не может провести полноценное исследование, обмен мнениями и критический взгляд со стороны просто необходимы.

Если же мы все-таки говорим о развитии науки именно в России, то путей может быть несколько, но каждый из них требует одаренного и мотивированного человека:

  • Можно развивать науку из промышленности. То есть получив образование уйти в высокотехнологичный бизнес, создав рабочие места и собрав команду увлеченных людей, - стать тем самым русским Илоном Маском. И здесь нет никакого сарказма, а лишь предложение одного из наиболее эффективных вариантов популяризации и развития науки. Более того, создание рабочих мест и благоприятной рабочей среды выполняет важную социальную функцию.
  • Можно развивать науку "чужими руками", но не посредством бизнеса, а подготовкой новых кадров. Стать таким преподавателем или руководителем, который сумеет "зажечь" студентов на совершенствование самих себя, чтобы уже они в дальнейшем совершали значимые открытия. Многие почему-то недооценивают роль преподавателя, но человечество помнит имена учителей великих ученых.
  • Наконец, можно самому положить свою жизнь на алтарь науки. Пойти по академическому пути, выбрать важную тему и развивать ее своими силами, а затем силами студентов и научных работников.

Здесь можно много говорить на тему "роли личности в истории", но ни один из этих путей не предполагает действий в одиночку. Наука становится все более сложной и большая часть (если не все) низко висящих плодов с Древа Познания уже сорваны, но тем интереснее задача и приятнее ее решение.

  • Если подходить к задаче с практической стороны, то первым навыком, который нужно в себе развить, будет "уметь задавать вопросы". Если что-то не совсем понятно - спрашивайте, не стесняйтесь. В науке страшно не казаться глупым, а быть им.

  • Второй навык - уметь задавать правильные вопросы. Очень часто в правильно поставленной задаче уже есть часть решения. Не стесняйтесь спрашивать Вселенную, как она устроена. Если достаточно хорошо попросить, то она ответит.

  • Третий - анализировать ответы. Не бойтесь признавать, что вы озадачены результатами. Не беритесь сразу отвечать на вопрос. Обдумайте его, обсудите с кем-то, а уже затем формулируйте вывод.

  • Четвертый - английский язык. Просто поверьте, без него никак. Вся значимая литература написана на английском. Свои результаты вы тоже будете представлять на этом языке. Не ленитесь, как когда-то ленился я.

  • Пятый - терпение. И вы гарантированно обладаете им, если зашли так далеко в прочтении этого маловажного эссе (потому что за рамки интервью мы давно вышли).
Если вы встаете на путь науки, то приготовьтесь к тому, что это будет очень непросто. Вам будет хотеться все оставить и заняться чем-то более приятным. Без положительной обратной связи мозг просто перестанет стараться. Так что если что-то не получается, то прервитесь, отдохните, отвлекитесь, не мучайте себя. И с новым силами штурмуйте задачу. Бросайте науку только в том случае, если процесс открытия и исследования больше не доставляет радости. Так может случиться, но лучше быть хорошим [вставьте профессию, которая вам по душе], чем плохим ученым.

Хотелось бы сказать большое спасибо тому, кто прочитает это до конца, извлечет для себя что-то полезное и, может, не сильно поругает меня за такое занудство (которое, кстати, тоже является важным качеством ученого!).
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
Вам может понравиться
Оставь свой e-mail и мы будем присылать топовые материалы каждый понедельник.
Подпишись на знания
Все об олимпиадах, ГИА и профориентации : полезная информация каждый день.
ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
Made on
Tilda