ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
"КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
27 марта 2019

Знакомство с профессиями: лингвист

Слово «лингвист» может вызывать разные ассоциации — от человека, знающего много языков, до компьютерного гения, разрабатывающего систему машинного перевода. Кто же такие лингвисты на самом деле? Что изучают и где работают? Кому будет интересно работать лингвистом? «Коалиция» поговорила с двумя лингвистками — Олей Ивановой и Настей Груздевой, — чтобы ответить на все эти вопросы и развеять возможные сомнения.
— Давайте всё-таки выясним: кто же такой лингвист? Это филолог или переводчик?
Оля: Нет, ни то, ни другое. Лингвист изучает то, как устроен язык в общем, наблюдает, как люди на нём разговаривают. То есть в основном мы занимаемся исследовательской деятельностью: собираем языковой материал, а затем на его основе делаем выводы и обобщения. Например, можно понаблюдать, как язык усваивают дети, или поехать в далёкую африканскую деревушку, написать грамматику, придумать письменность.

А ещё существует компьютерная лингвистика: это и работа над системами автоматического перевода, и разработка голосовых помощников, которые распознают и порождают человеческую речь, и многое другое...

Это всё, конечно, звучит достаточно романтично, но по большей части лингвистика — это всё же про скрупулезную работу, требующую внимания к мелочам.
— Кажется, это что-то очень интересное. Где в России можно выучиться на лингвиста?
Оля: На лингвиста можно учиться в разных местах. Но, конечно, вузов, готовящих лингвистов, не так много, как, скажем, вузов, готовящих экономистов. В Москве получить соответствующее образование, например, можно в МГУ (я как раз тут и учусь — заканчиваю магистратуру на отделении теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета), в НИУ ВШЭ, в РГГУ. В других городах тоже можно, но по России таких мест пока всё же мало.
Вузы, которые готовят лингвистов, и их рейтинг
Сложно ли поступить на такое отделение?
Оля: Поступить, наверное, не так сложно, хотя, конечно, бюджетных мест на нашем отделении маловато. А вот учиться лично мне было сложно курса до 3-го: в школе я не привыкла к таким огромным объемам разнообразной информации. Но это далеко не у всех так. Большинство моих одногруппников не испытывали таких сложностей, как я. Но несмотря на все сложности, я без троек закончила бакалавриат и сейчас учусь в магистратуре на пятёрки, так что это еще раз доказывает, что всё в наших руках.
    — Как можно понять, сможет ли конкретный школьник в будущем стать лингвистом? Какие способности надо иметь?
    Настя: Я бы советовала пойти учиться на лингвиста тем, кого увлекают языки, лингвистические задачки (если вы участвовали в нашей Традиционной олимпиаде по лингвистике, например), кто ценит точность, доказательность и научный подход. На лингвистику не стоит идти тем, у кого математика вызывает стойкое отвращение, потому что её у нас относительно много. Если вас скорее интересует искусство, чем наука — то это могут быть другие отделения филологических факультетов, но точно не теоретическая и прикладная лингвистика. Напротив, если вы увлечены программированием, вам может понравиться в лингвистике. Например, на нашем отделении есть несколько людей, закончивших ВМК или мехмат, которых затянуло в компьютерную лингвистику.

    Оля: Я думаю, что выучиться на лингвиста может кто угодно, какими-то определёнными способностями обладать не нужно, как мне кажется. Но надо быть готовым учиться постоянно, и речь здесь не только про университетские курсы, но и про самообразование. То, что будет интересно именно тебе, в учебных курсах может оговариваться вскользь, и твои научные интересы окажутся твоим личным делом. Если ты хочешь разобраться в какой-то определенной области, стать в ней специалистом, то в рамках занятий в университете этого не сделать. Именно поэтому для студентов обязательно написание научно-исследовательских работ. И тут важно выбрать научного руководителя — человека, который будет тебя направлять, давать тебе советы.
      — Удалось ли вам найти сферу, которая интересна именно для вас?
      Оля: Да! Я в своё время пришла к Ирине Михайловне Кобозевой, и до сих в полном восторге от работы с ней. Ирина Михайловна — специалист в области общей и русской семантики, а также прагматики, известный и уважаемый не только в России, но и за рубежом. Под её руководством я занимаюсь исследованиями в сфере семантики и жестов.

      Настя: Я ездила в четыре экспедиции в Бурятию, по результатам которых мы скоро с нашей экспедиционной группой издаём книгу о грамматике баргузинского диалекта бурятского языка. По экспедиционным же материалам я написала и защитила бакалаврский диплом о синтаксисе и семантике бурятского суффикса -лса-. Помимо синтаксиса и формальной семантики, я также с 1 курса очень люблю фонетику, и в настоящий момент пишу магистерскую диссертацию по фонологии баскского языка, который учу уже 5-й год. Баскский язык вообще довольно любим лингвистами, потому что уникален: у него нет совершенно никаких «родственников» среди ныне существующих языков, он ни на кого не похож. Такие языки называются языками-изолятами.
        — Наука — это здорово. А если говорить о практическом применении знаний, то где могут работать лингвисты?
        Оля: На самом деле науку можно не бросать: вполне реально работать в научно-исследовательских институтах, заниматься какими-нибудь интересующими тебя проектами (и да, за такое можно получать вполне неплохие деньги), а ещё приятным бонусом станут поездки на конференции в другие города и страны. Чем не работа мечты?

        А если не в науку, то можно пойти на «производство» — в компании, которые занимаются практическим применением лингвистической науки. Это как раз история про компьютерную лингвистику. Я, например, работаю онтоинженером в ABBYY. Наша компания занимается разработкой и созданием решений в области искусственного интеллекта и лингвистики для различных компаний из самых разных отраслей деятельности. Если говорить в общем, то я занимаюсь извлечением фактов и сущностей. Но это далеко не всё, чем занимаются онтоинженеры.

        И нас с курса работает в ABBYY аж четверо, так что устроиться на работу вполне реально. Да и ABBYY — это не единственная компания, предлагающая работу для лингвистов. Главное — ваше желание учиться и уверенность в собственных силах.
          Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

          Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

          Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
          Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

          Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

          Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
          Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

          Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

          Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
          Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

          Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

          Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
          Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы.

          Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику. Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться. К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

          Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!
          Вам может понравиться
          Оставь свой e-mail и мы будем присылать топовые материалы каждый понедельник.
          Подпишись на знания
          Все об олимпиадах, ГИА и профориентации : полезная информация каждый день.
          ПРОЕКТ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ
          "КОАЛИЦИЯ" И АССОЦИАЦИИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД
          ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ И ЕГЭ
          Made on
          Tilda